Как добиться наилучшего звучания проигрывателя винила

Винил - формат-долгожитель, который и не собирается умирать. В конце 90-х казалось, что его дни сочтены, однако с тех пор медленно, но верно продаживиниловых дисков растут. Эта технология нам очень нравится, она способна обеспечивать фантастический звук, если только не пожалеть усилий на настройку. Если допустить небрежность при ее выполнении, то в отличие от ситуации с цифровыми носителями и устройствами можно получить  совершенно искаженное звучание.
Сейчас на рынке немало моделей класса «включи и играй», а за настройкой более капризного проигрывателя можно обратиться к продавцу. Но если вы не боитесь «запачкать руки», то и самостоятельно возможно максимально полно реализовать весь потенциал вашей виниловой вертушки.
Итак, чтобы помочь вам добиться наилучшего звука за счет оптимальной установки тонарма и правильной настройки картриджа, мы приготовили для вас несколько советов.

Как работают виниловые пластинки?

Внимательно посмотрите на диск. Спиральная канавка заполнена множеством мельчайших бугорков, которые приводят в движение иглу звуковой головки (картриджа). При помощи электромагнитного механизма в ее корпусе, состоящего из катушки провода и магнита, это движение преобразуется в электрический сигнал.
Тонкий алмазный наконечник иглы должен реагировать на бугорки величиной в микрон (одна тысячная миллиметра) это очень сложная задача!
Любая вибрация извне ухудшает способность картриджа к передаче информации с диска. Возмущения могут вызываться разными причинами: звук из колонок, шаги, передающиеся по полу, и даже уличный транспорт, если стены дома воспринимают вибрацию от его движения.
Проведите эксперимент: установите иглу картриджа на диск, но не включайте воспроизведение. Поднимите громкость усилителя и легонько постучите но подставке проигрывателя и но нему самому, а потом прогуляйтесь рядом с местом его установки. Гулкий звук, который вы услышите из колонок - это производное от механической энергии, которую воспринимает проигрыватель. Ужасно громко, правда? При проигрывании винилового диска эта «лишняя» энергия точно так же передается на вертушку, не только усложняя ее работу, но и внося свой вклад в звучание записи. В результате в лучшем случае его качество слегка деградирует; в худшем зловещая обратная связь совершенно испортит все дело. Именно поэтому прежде всего позаботьтесь о надежности установки проигрывателя, если рассчитываете на качественный звук.

Выбор места для установки

Идеальная стойка под проигрыватель совершенно горизонтальная, низкорезонансная и установленная максимально далеко от всех  источников вибрации, включая колонки. Для жесткого бетонного пола оптимальной будет напольная стойка; а вот на подвесном деревянном полу она усилит воздействие шагов. Обладателям такого пола мы рекомендуем специальную настенную полку; она позволит полностью  странить проблему с топотом.
Только не забудьте о крепких болтах и креплениях, иначе последствия могут оказаться слишком печальными. Большинство проигрывателей имеют виброизоляцию той или иной разновидности  от простейших резиновых ножек вплоть до продуманной системы «подвешенного» дизайна. Чем лучше изоляция, тем менее привередлив будет проигрыватель к месту установки; но даже самая «навороченная» конструкция выигрывает от грамотного расположения и надежной опоры.

Выравнивание проигрывателя

После того как идеальное место для проигрывателя винила найдено, необходимо его выровнять. Чтобы игла максимально точно встала в канавку, требуется строгая горизонтальность всех его элементов. Воспользуйтесь для проверки небольшим спиртовым уровнем.
 


Винил создает фантастический звук, если не пожалеть усилий на настройку. В отличие от цифровых устройств небрежность при установке может совершенно исказить звучание

Начните с цоколя проигрывателя. Если стойка сама по себе горизонтальна, как это и должно быть, остальное не составит проблемы. Но на случай, когда по какой-либо причине потребуется подстройка, многие проигрыватели оснащаются регулируемыми ножками. Проверим уровень опорного диска. У большинства моделей опорный диск и стол параллельны друг другу, если только не случилось чего-то непредвиденного. Проигрыватели с подвесом позволяют слегка менять их взаимное расположение. Обычно выравнивание выполняется на месте, но некоторым моделям требуется специальное приспособление, за которым придется ехать к продавцу.

Настройка прижимной силы

Во времена расцвета винила многие любили менять и сравнивать проигрыватели, тонармы и картриджи. Сегодня большинство моделей поставляются с тонармами в сборе, к ним остается только подобрать звуковую головку. А в самых бюджетных ценовых категориях нередко и она входит в комплект. Однако без определенной доводки и в этом случае не обойтись.
Настройка тонарма и картриджа обычно производится одновременно. Если картридж уже установлен в тонарм, это не составит труда. Вам нужно будет только настроить прижимную силу, с которой игла давит на диск, посредством перемещения противовеса на противоположном конце тонарма, и задать смещение для компенсации скатывающей силы, действующей на внутреннюю сторону канавки.
Производитель картриджа указывает рекомендованный диапазон значений прижимной силы как правило, она лежит в пределах от 1,5 до 2,5 граммов  и одно основное значение. Учитывая различные технологические допуски разных производителей и использование разных тонармов, с этим параметром стоит поэкспериментировать.
Если звук кажется пресным и безжизненным, то прижимная сила слишком велика; неплотное и агрессивное звучание говорит о том, что она маловата. Если задать слишком низкое значение, игла будет перескакивать с канавки на канавку, повреждая их при этом. Установите чуть  более высокий вес, не выходя за рамки рекомендованного диапазона, тогда ее положение в канавке стабилизируется, а следовательно, будет меньше искажений в звуке, и ущерб диску минимизируется. Большинство противовесов снабжены маркировкой; если же хотите добиться максимальной точности, купите специальные весы. Дорогие цифровые обеспечивают высокую точность измерений.

Настройка высоты тонарма и ориентации головки звукоснимателя

Большинство проигрывателей средней и верхней категорий позволяют настраивать высоту тонарма. В большинстве случаев он располагается параллельно плоскости пластинки. Как правило, при слишком высокой установке тонарма звук с увеличением громкости становится ярким и напористым, при слишком низкой наоборот.
Если картридж не установлен в тонарм, придется немного поработать. Большинство моделей крепятся при помощи двух болтов; они очень маленькие и легко теряются. Иногда в корпус встроены закладные гайки, упрощающие соединение. После установки картриджа на тонарм к нему необходимо прикрепить тонкие и хрупкие провода. Для удобства они окрашены в разные цвета.
В корпусе звуковой головки очень мало места; вам понадобятся маленькие длинноносые плоскогубцы или пинцет. Будьте осторожны: повредить контакты и даже сами провода не так уж сложно. Далее необходимо выровнять картридж при помощи мерной линейки. Можно купить металлическую, но и простая картонная вполне сгодится. На ней обычно имеются две точки, окруженные параллельными линиями. Поместив иглу в каждую из двух точек, убедитесь, что корпус картриджа выровнен по этим линиям. 1 1осле того как он будет установлен должным образом, игла станет располагаться под правильным углом к канавке диска, что снизит уровень искажений в звуке и износ пластинок. Не пожалейте времени на настройку; ошибка в один градус может значительно ухудшить звук.

Выбор правильного фонокорректора

Все вышеперечисленное обеспечит качественную работу проигрывателя, однако это еще не все. Одним из побочных эффектов перехода к  цифровым технологиям стало отсутствие фонокорректора у многих усилителей. И даже когда он имеется, о нем разработчики думали в последнюю очередь, и рассчитывать на оптимальное качество звучания не стоит.
Фонокорректор обеспечивает дополнительное усиление (сигнал с картриджа может быть в тысячу раз слабее, чем от среднего CD- проигрывателя) и выравнивает тональный баланс. Виниловый диск физически не способен передать весь объем НЧ, который производят музыканты при записи, так что его тональный баланс сильно смещен в сторону более высоких частот. Фонокорректор пытается  компенсировать этот изъян. Его правильный выбор позволит вашему проигрывателю развернуться в полную силу; неудачный породит подозрения о том, что в виниле нет ничего особенного.
Большинство моделей способны работать с картриджами как с подвижным магнитом (ММ), так и с подвижной катушкой (МС). Картриджи с подвижным магнитом обычно более доступны и выдают сигнал более высокого уровня. С ними фонокор ректору приходится тратить меньше сил на звукоусиление, в силу чего недостатки системы проявляются в меньшей степени.

В чем разница между МС- и ММ-картриджами?

Любой электрический интерфейс (в данном случае между картриджем и фонокорректором) для максимальной передачи информации требует, чтобы оба компонента обладали согласованными электрическими параметрами  такими как коэффициент усиления и импеданс. Картриджи с подвижным магнитом, как правило, обладают более ровными электрическими характеристиками, что позволяет  производителям разработать одну схему, подходящую почти всем. У звуковых головок с подвижной катушкой все не так просто. МС-картриджи с высоким уровнем выходного сигнала почти не отличаются от своих ММ -собратьев, но у многих МС-головок он ниже во много раз.
Для оптимизации соотношения сигнал/шум фонокорректор должен обеспечивать переменный коэффициент усиления. Для большинства ММ-картриджей будет достаточно 40 дБ, МС-моде-лям необходимо от 50 до 70 дБ. Магнитные катушки также различаются по сопротивлению, емкости и индуктивности - все эти три показателя вносят вклад в общий импеданс.
Если параметры согласованы, они обеспечивают оптимальный баланс между картриджем и фонокорректором, а следовательно, и более качественный звук. Большинство производителей МС-картриджей задают приемлемые значения этих параметров; но, как всегда, стоит поэкспериментировать.
Может оказаться, что в вашей системе незначительное изменение одного показателя сделает ее звучание заметно лучше. В общем случае с понижением сопротивления растет плотность звука и уменьшается выразительность тонального характера. Как правило, его значение составляет от 100 до 500 Ом. Показатели емкости варьируются от 200 пикофарад до одной нанофарады чем выше значение, тем существеннее оказываются отфильтрованы самые высокие частоты. Если ваша система достаточно прозрачна, изменения будут отчетливо слышны.

Финишная прямая

Все это кажется слишком сложным? Отчасти так и есть. После многих лет использования линейных источников например, CD-плееров, которые фактически требовалось только подключить священнодействие с проигрывателями винила воспринимается как своего рода черная магия. Однако все не так страшно; и хотя более-менее приличный звук можно получить сразу же, приложите немного усилий и терпения и вы будете стократно вознаграждены.

После CD-плееров священнодействие с проигрывателями винила воспринимается как своего рода черная магия. Однако на деле вам потребуются только внимание и терпение

По материалам журнала What Hi-Fi Звук и Видео (2016 08-09)    www.whathifi.com/ru